Недостоверность трагедии. Что говорят о «Чернобыле» критики

Большие рейтинги, похвалы критиков и высокие оценки зрителей и простительная недостоверность в деталях — как оценивают сериал «Чернобыль».

Кадр из фильма

Сериал канала HBO «Чернобыль» вышел в очень удачное время. Огромное разочарование фанатского сообщества финальным сезоном «Игры престолов», многочисленные петиции с требованием нанять других сценаристов и придумать новый финал — и на этом фоне вполне реалистичны и страшный исторический фильм о самой настоящей катастрофе. Катастрофе, которая случилось не где-то там, в неведомом Вестеросе, а совсем рядом, в Европе. Катастрофе, последствия которой могли быть настолько страшными, что думать об этом не хочется.

Отсюда высокие оценки зрителей и критиков; «Чернобыль» на портале Rotten Tomatoes имеет 96% «свежести», а на Imdb пользовательский рейтинг очень быстро достиг 9,7 баллов — и этот пятисерийный фильм обогнал всю первую десятку телешоу, в которую, между прочим, входят сериалы «Во все тяжкие», «Прослушка» и та же «Игра престолов».

Западные критики, к слову, почти единодушны. По их общему мнению, которое приводит Rotten Tomatoes, «Чернобыль» приковывает к себе внимание постоянным страхом и сочетанием трагедии с анализом насквозь прогнивших институций.

«Сложно представить более пессимистическое изображение человеческой способности к саморазрушению, чем этот рассказ о катастрофе, которая случилась три десятилетия назад», — пишет Мэтт Золлер-Зейтц из «Vulture».

Что за сериал «Чернобыль»?

«Шоу очень тонко, через отдельные небольшие подсказки, наводит на мысль об ужасе политической системы, которой осталось существовать всего несколько лет», — уверен Даррен Франич из «Entertainment Weekly».

«Уникальность сериала в том, что он одновременно показывает и ужас ядерной катастрофы, и то, как с этой катастрофой справились власти», — указывает Джон Дойл из «Globe and Mail».

Удивительно, но сериал понравился не всем критикам. Например, по мнению Майка Хейла из «New York Times», хотя создатель и сценарист «Чернобыля» Крэйг Мазин очень тщательно подошел к изучению исторических документов, сам сериал выглядит дешевым, и такая реализация преуменьшает реальную трагедию, которая лежит в основе истории.

А Люси Манган из The Guardian указала, что история и персонажи настолько рыхлые, что нужно заставлять себя смотреть и понимать сюжет сериала.


Стена лжи. Сериал «Чернобыль» — отличное оружие пропаганды

Подробнее

В России мнения о «Чернобыле» (его показывает «Амедиатека») оказались более полярными. Негативные отзывы были вызваны отдельными сценами, которые российские зрители принять не могли при всем желании — например, полет из Москвы в Припять на вертолете, угроза выбросить из этого вертолета видного ученого-ядерщика Валерия Легасова (Джаред Харрис) из вертолета или визит министра угольной промышленности к шахтерам — под охраной автоматчиков. В принципе, на эти претензии сложно что-либо возразить: несмотря на то, что Крэйг Мазин действительно изучал документы (реалистичность некоторых моментов подтверждают свидетели тех событий), он все же не удержался, и изобразил отрицательных героев в лице всех представителей тогдашней власти.

Ядерная «клюква». Что не так с сериалом «Чернобыль»?

«А какие вообще бывают эффективные способы рассказа истории о реальной катастрофе, кроме скрупулезного сбора максимального количества документального материала и подгона его под работающую, как часы, голливудскую драматургию?» — задается вопросом Никита Лаврецкий из The Village. Он приводит в пример прошлогодний хоррор «Террор», который тоже основан на реальной катастрофе, но снят по художественному роману Дэна Симмонса.

«Да, огромную трагедию уместили в рамки небольшого сериала. Но если смириться с некоторой недостоверностью, „Чернобыль“ удивляет зрителя. Для британцев и американцев это прежде всего сериал-предостережение: неслучайно в эпиграфе — слова о государственной лжи», — пишет в рецензии на «Медузе» кинокритик Егор Москвитин.

Отметим также, что сравнивать «Чернобыль» с «Игрой престолов» всё же рановато. Подписчики HBO, например, сериал пока не распробовали — и вряд ли успеют, поскольку финальная, пятая серия выйдет в США в понедельник, 3 июня. Первую серию посмотрело лишь 756 тысяч человек; потом аудитория постоянно росла, но не гигантскими темпами; 4-я серия (была показана 27 мая) собрала у экранов уже 1,2 млн человек. До рекордов «Игры» далеко — там финал собрал 13,6 млн зрителей. Нок таким цифрам фэнтезийная сага шла девять лет.

Источник

Recommended For You

About the Author: Автор

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *